Статья в газете "Калужская неделя"
Большое космическое путешествие в мир современного искусства
Десятый фестиваль современного искусства «Циолковский Фест» в этом году посвящен 165-летию со дня рождения великого ученого. Он проходит в Инновационном культурном центре.
Миссия фестиваля – открывать новые имена и новые горизонты в современном искусстве. В его программе – выставки, спектакли, перформансы, кинопоказы, лекции известных искусствоведов и встречи с художниками.
– Одним из ключевых факторов, определяющих успех города, является его способность притягивать и удерживать таланты, создавать особую среду, в которой они могут себя реализовать, – сказала Анна Сенатова, автор идеи, создатель и арт-директор фестиваля. – Все эти годы фестиваль вдохновлялся любовью к нашему городу и к Константину Эдуардовичу Циолковскому, восхищением масштабом его личности, его знаний и открытий.
Организаторы обещают, что в этом году зрители смогут быть не просто наблюдателями, но и активными участниками. В программе появились новые форматы: иммерсивные спектакли, кросс-культурные творческие лаборатории и даже ночной арт-квест.
По традиции «Циолковский Фест» открылся в «Ночь музеев» – 21 мая. Интересная, насыщенная программа продолжалась до позднего вечера: пять вернисажей, танцевальный перформанс Инновационного театра балета «Эпохи любви», моноспектакль о Циолковском, artist talk. Зрители, подкрепившись кофе и выпечкой, перемещались из одного пространства ИКЦ в другое. Останавливались у фоторабот Алексея Климова. В темной комнате любовались волшебными картинами Светланы Баженовой из светящихся нитей. В фойе первого этажа могли оценить плоды сотрудничества искусственного интеллекта и живого художника – Анна Дементьева «aka Кибергопник69» представила выставку «Лучше, чем я».
«Калуга – Марс»
Титульным художником фестиваля стала Агне-Мария Силкинайте. С ее творчеством калужане уже знакомы – в декабре прошлого года в ИКЦ с успехом прошла первая персональная выставка художницы. Новые работы она создала специально для фестиваля «Циолковский Фест».
– Мне хотелось сделать эту выставку особенной, поэтому и материал я искала необычный, созвучный ее названию – «Калуга – Марс», – говорит Агне-Мария Силкинайте. – Работы нарисованы на листах из композитных материалов, которые используются в производстве авиационной и космической техники. Их выпускает обнинское предприятие «Технология». Таким образом, с помощью материалов, созданных на Калужской земле, мы попадаем на Марс.
Покорить новый материал было непросто: на панели солнечных батарей и обшивку ракет не ложится ни краска, ни карандаш. Пришлось экспериментировать, создавать сложную смесь из гуммиарабика, шпатлевки, мела, лака для волос. Творческий эксперимент объединил форму и содержание, добавил масштабным, мастерски написанным живописным работам особый символический смысл, превратил их в культурные артефакты.
Объекты, которые каждый из нас видел в экспозиции Музея истории космонавтики, – спускаемые модули космических кораблей, скафандры – художница поместила в необычную обстановку. «Восток» – огромный шар спускаемого модуля на поляне зимнего леса, рядом с ним ребенок лепит снежный ком. «Три путника» – неброский пейзаж, закрытое облаками небо и три космических скафандра на бельевой веревке. Может быть, космонавты прилетели на пригодную для жизни планету и отправились гулять, вдыхая полной грудью неземной воздух? Искать смыслы, задавать вопросы и получать на них ответы Агне-Мария Силкинайте предлагает каждому зрителю самостоятельно.
Человек-галерея
Внезапно в выставочный зал вошел человек и распахнул пальто. На его подкладке оказались небольшие картины, а на груди перформера пришпилен тетрадный листок с именем художника и названием мини-выставки. Такой сверхкамерный и слегка провокационный формат знакомства публики с современным искусством придумали Александр Петрелли и группа «Перцы».
– Галерея «Пальто» открылась в 1995 году, – рассказывает Александр. – Во время дружеских посиделок мы то ли смотрели, то ли вспоминали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, там есть персонаж, торговец радиодеталями? Кто-то из друзей сказал: «Саша, давай у тебя в пальто откроем галерею!» Первые художники, выставлявшиеся в нашей галерее, – Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. С тех пор в «Пальто» побывали работы практически всех известных современных авторов. Как в любой галерее, картины продаются.
– Приходилось ли вам сталкиваться с другой ассоциацией: «человек в пальто» – эксгибиционист?
– Конечно. Это дополнительный слой восприятия, тем более что выставка по-английски – exhibition. Но я выступаю не как эксгибиционист, а как эгсгибитор, поскольку показываю не свое приватное, а чужое приватное. В галерее «Пальто» представлены работы малого формата, а он обладает какой- то приватной аурой. Это не тот случай, когда художник берет большой холст и замысливает нечто монументальное, рассчитанное на большую аудиторию.
На открытии «Циолковский Феста» калужане за один вечер увидели в галерее «Пальто» две выставки: персональную Сергея Шутова и групповую, с участием нескольких авторов. Александр Петрелли утверждает, что групповая выставка в галерее «Пальто» – большая редкость. Чтобы художественное высказывание было цельным по содержанию и эффектным по форме, нужна серьезная кураторская работа.
«Наше все… Циолковский»
Так назывался моноспектакль актрисы Театра наций Анастасии Егоровой. Возможно, кто-то уже успел посмотреть его на международном кинофестивале, который проходил в нашем городе в апреле. Спектакль заслуживает того, чтобы увидеть его не один раз. В основе постановки – воспоминания дочери ученого, Любови Константиновны. На экране – дом Циолковских. Меняются времена года, сам Константин Эдуардович время от времени проносится мимо в виде мультипликационного персонажа.
Актриса, аккомпанируя себе на скрипке, рассказывает историю семьи Циолковских. Сначала – так, как ее видел и понимал ребенок. «Папа стругал, пилил, крутил, вертел…», – звучит как детская считалочка. Папа паяет парами керосина железные листы дирижабля, запускает бумажный воздушный шар с горящей свечой, мастерит воздушных змеев. Странные действия, которые простые горожане считали в лучшем случае чудачеством, в худшем – чуть ли не черной магией, вели к большим научным открытиям. Наблюдая за почти сказочной историей, зрители могут вспомнить (или узнать), в чем заключается значение идей Циолковского.
Без поддержки своей жены, Варвары Евграфовны, ученому пришлось бы нелегко: «Мама крепко стояла на земле, пока папа летал в облаках». Она вела дом, шила и вязала, мастерила игрушки детям, ухитрялась выкроить из небольшого семейного бюджета средства для научных экспериментов и издания брошюр, а главное – умела создавать столь необходимую тишину. Ведь от гостей спрятаться можно, а от семи собственных детей – никак. Много бед и невзгод было в жизни этой удивительной семьи, и все же мир, который создает на сцене Анастасия Егорова, – светлый и радостный, наполненный волшебством и фантазией, с новогодней елкой, украшенной мамиными крендельками, и папиной аэродинамической трубой.
Повзрослевшая Люба стала секретарем и верной помощницей отца. Воспоминания о последних днях жизни ученого сменяются кинохроникой и записью его голоса: «Москва – Луна, Калуга – Марс».
Екатерина Шевелева. Фото автора и Ирины Ивановой