Статья в газете "Калужская неделя"

Передача огня

В Инновационном культурном центре открылась выставка «Магия русского костюма. Традиции калужского края»

В выставочном зале можно увидеть подлинные традиционные костюмы из коллекции этнографического музея «Юхновграда», которые в течение 10 лет собирал и исследовал его основатель и руководитель Алексей Кузнецов. Каждый костюм сопровождает описание. Дополняют экспозицию предметы быта и увеличенные старинные фотографии, сделанные в начале ХХ века учеными-этнографами Надеждой Гринковой и Натальей Лебедевой.

Со времен вятичей

– Калужский костюм интересен тем, что его носило коренное население этой земли, жившее здесь со времен вятичей и кривичей, – рассказывает Алексей Кузнецов. – Почти в неизменном виде он существует как минимум 700–800 лет. Костюм относится к южнорусскому культурному ареалу, для которого характерен комплекс поневы. Русскими коренными считают именно калужский и рязанский костюмы, потому что в другие регионы население приходило позже с этих и других территорий Московского государства.

Калужский костюм недостаточно исследован и мало представлен широкой и профессиональной публике. Чтобы исправить эту несправедливость, Алексей Кузнецов вместе с командой энтузиастов в 2021 году начал проект «Народный костюм Калужского края». Он состоит из трех направлений. Во-первых, исследователи задались целью создать электронный каталог калужского костюма. С ним уже можно ознакомиться на сайте etno-costume.ru. Во-вторых, это выставочная деятельность. И в-третьих, авторы проекта работают над созданием альбома, посвященного традиционному калужскому костюму. Съемки проводятся на локациях районов, которым принадлежат те или иные костюмы, а в качестве моделей выступают местные жителей. Это позволит показать красоту и разнообразие калужского костюма и в некотором смысле восстановить связь времен.

– Нам известны сведения о хозяйках большинства представленных костюмов, которые в свое время их изготовили и носили. Это помогает атрибутировать костюм, то есть привязать его к локации, что очень ценно, – говорит Алексей Кузнецов.

Особенно впечатлил исследователя рассказ жителей села Екимова.  Во время Великой Отечественной войны, когда наступали немцы, женщины собрали лучшую свою одежду в сундуки и закопали. Благодаря этому уникальные вещи удалось сохранить.

– Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу, – процитировала Густава Малера руководитель выставочного экспозиционного центра Анна Сенатова, подчеркнув огромное просветительское значение проекта в целом и этой выставки в частности.

От лаптей до кички

Экспозиция уникальна и тем, что практически каждый представленный костюм включает обувь и головной убор. Это огромная редкость.

Самой распространенной обувью были лапти. Носили их с онучами, причем надевали три-четыре, чтобы нога казалась толще, – это считалось щегольством. Женщина никогда не ходила с голыми ногами. Даже если она была босиком, ногу от колена до щиколотки закрывали наголенки. Зимой для тепла надевали длинные шерстяные онучи.

Исследователям важно не только найти старинные предметы одежды, но и понять, как их носили, даже как причесывались наши прапрабабушки, чтобы головной убор сидел на голове как надо.

– Кировская кичка должна стоять на голове ровно, а если волосы убраны неправильно, она будет падать вперед или назад, – говорит этнограф проекта Наталия Моисеенко. –

Если прическа правильная, головной убор садится сам собой. Платки тоже везде повязывали по-разному.

С народным костюмом связано множество легенд, которые не всегда соответствуют истине. Многие считают, что замужняя женщина обязательно заплетала волосы в две косы. А в селе Бояновичи Хвастовичского района волосы скручивали в пучок надо лбом.

– Когда мы делали фотосессию для нашего проекта, пришла модель – местная девочка 14 лет – и скрутила такой пучок одним движением руки, не закрепляя его ни резинками, ни шпильками, – рассказывает Наталия Моисеенко. – И он прекрасно держался.  «У нас в Бояновичах все так ходят», – сказала она.

Понева, Костолан и занавеска

Традиционный женский костюм состоял из рубахи, поневы, которая оборачивалась вокруг бедер и завязывалась на талии, и фартука-занавески. Фартук появился сравнительно поздно, в некоторых районах только в конце XIX века. До этого бытовал архаичный костолан – верхняя просторная рубаха с укороченными рукавами. Из-под него обязательно выглядывала подолица нижней рубахи. Местные жители и соседи в шутку называли их «мешками». Этнограф Надежда Гринкова пишет о том, как молодки, когда шли на «игрище», втайне от свекра и свекрови снимали в амбаре костолан и надевали занавеску. Показаться в фартуке перед стариками не могли: новый элемент одежды считался фривольным.

Девичий костюм в основном состоял из одной рубахи, но зато она была украшена гораздо богаче, чем у замужней женщины. В одних районах поневу девушке надевали только перед венцом, в других – когда она созревала и ее можно было сватать.

– В разных деревнях традиции отличались, – рассказывает Наталия Моисеенко, – где-то поневу на девушку надевала крестная, где-то мать. И обряды были разные. Впервые надеть поневу можно было только на Пасху или на Троицу.

Старинная верхняя одежда – большая редкость, но на выставке традиционного калужского костюма можно увидеть зипун, шубу и изящные женские валенки на каблучке. Все, что требовалось для украшения своего наряда, – бисер, бусины, тесьму – женщина покупала на собственные деньги, заработанные рукоделием. А вот шубу или зипун с валенками должен был подарить на свадьбу муж.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА.

Фото Антона Забродского.

\