"Жизнь в эпоху перемен" - статья в газете "Калужская неделя"

Жизнь в эпоху перемен

В Инновационном культурном центре прошел IV Фестиваль современной керамики «Млечный путь. Формула трансформации».

С каждым годом это мероприятие становится все более масштабным, растет число участников и зрителей: на вернисаже буквально яблоку негде было упасть, а регистрация на мастер-классы разлетелась за два часа.

Философия творчества

– Мы задаемся вопросами смысла жизни и своего предназначения, – рассуждает о концепции фестиваля его куратор Карина Саитова. – В то же время человек – часть Вселенной, а она активно эволюционирует и подвергается постоянной трансформации. Мы попытаемся найти ее формулу через свои работы в области керамики и современного искусства.

«Млечный путь» – это творческие эксперименты и неожиданные коллаборации. Художники из Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Еревана представили свои работы в выставочном зале ИКЦ. Калужане познакомились с искусством художественной керамики во всем его многообразии, открыли для себя новые имена и увидели новые произведения знакомых и любимых мастеров.

Анна Марамыгина в серии «Блокноты» рассказывает о бесконечных поисках своего Я. В свободную минуту она брала в руки альбом и гелевые ручки, и каждый набросок отражал ее состояние в определенном моменте. «Героями» становились груши и муравьи – ей нравилось их рисовать, тщательно и любовно, подобно старым голландским мастерам, выписывая все детали. В рисунки гармонично вплетались слова – трехстишия в стиле японских хокку, которые художница пишет уже давно. А потом листы блокнота превратились в керамические панно с надглазурной росписью.

Фотограф Юлия Дударева продолжает эксперименты со съемкой в ультрафиолетовых лучах. В этот раз её героями стали подростки, участники группы «Не боги горшки обжигают» мастерской керамики ИКЦ. Результат этой коллаборации зрители также увидели на выставке.

Парад планет

Юлия Моргуновская из Москвы на фестивале впервые. Зрителей впечатлила ее серия работ «Планетарий» и очаровал питомец – спокойный и добродушный пес Шеду.

Юлия родилась в Калининграде, окончила Московский технологический институт пищевой промышленности, занималась в керамических мастерских МГХПА им. Строганова, окончила курс «Дизайн интерьеров» в Международной школе дизайна. Ее творческий опыт обширен и разнообразен: Юлия занималась дизайном, создавала коллекции одежды, иллюстрировала книги, работала имиджмейкером.

– Десять лет назад, начав заниматься керамикой, я поняла, что не могу от нее оторваться, и стала наверстывать упущенное – работала практически круглосуточно. И процесс взаимодействия с этим материалом пошел так быстро, что мне казалось, будто я просто вспоминаю то, что когда-то знала, – рассказывает художница. – Теперь у меня своя мастерская, где я работаю и немного занимаюсь с учениками.

«Планетарий» – это серия скульптурных портретов, архетипических образов планет Солнечной системы, которые носят имена античных богов. У каждого из них свой характер.

– Первой родилась Земля – мне представилась женщина-шаманка, древняя, но по-прежнему живая, создающая, чувственная. Шаманизм – это тесная связь с природой, понимание процессов, которые в ней происходят.

Юпитер художнице видится в образе доброго, сильного, открытого отца и учителя. Царь подземного мира Плутон – архетип реформатора, революционера, в некотором смысле – хирурга, который может отсечь все лишнее, сохранив нужное для жизни.

Удивительно, как материал выступает соавтором художника. Так благодаря потекшей глазури на лице ловкого Меркурия, посредника между миром богов и миром людей, неожиданно появилась улыбка трикстера, добавив образу еще большую глубину.

Там, где зародилась жизнь

Инсталляцию «Формула трансформации» представили художники-любители, участники группы «Абстракция в керамике» мастерской керамики ИКЦ. Их вдохновил океан – мощная постоянно меняющаяся стихия, где миллионы лет назад зародилась жизнь.

– Создавали ее все вместе, – рассказывает  Карина Саитова. – Наша композиция отчасти затрагивает тему экологии, как и перформанс Инновационного театра балета на вернисаже. Ведь экология планеты тоже связана с трансформацией, с ее разными состояниями. Я не предлагала другим участникам фестиваля поддержать морскую тему, это получилось само собой. Работы Александра Сафроненкова из Москвы напоминают причудливые кораллы и других обитателей моря.

Притяжение глины

Для тех, кто хотел своими руками прикоснуться к искусству керамики, два дня подряд в режиме нон-стоп шли мастер-классы. Их посетили около 200 человек.

– Мастер-классы всегда пользуются огромной популярностью, – говорит Карина Саитова. – Как правило, приходят семьями, взрослые вместе с детьми. Лепим простые вещи, доступные даже тем, кто впервые взял в руки глину, – фигурки, панно. Всегда желанный гость – Григор Балбанян, все хотят потянуть вместе с ним на гончарном круге. Сюрпризом для детей в этом году стал квест Татьяны Николаевой «Царица Керамика».

Некоторые мастер-классы художники провели совместно с тренерами и психологами Центра современного образования: тема смены состояний и настроений, внутренней трансформации через арт-терапию совершенно естественно и логично связана с концепцией фестиваля. Демоверсию одного из них провели для журналистов и блогеров.

Под руководством игропрактика Алены Бычковой участники сначала поработали с «гардеробом состояний души» – карточками для игры «Каузальный интеллект», разработанной кандидатом психологических наук Жанной Завьяловой. Вопрос «Что ты чувствуешь?» многих ставит в тупик, а эти картинки помогают подобрать наиболее точный образ, отражающий психологическое состояние человека. Затем каждый получил кусок мягкой пластичной глины, чтобы воплотить свой образ с помощью художника мастерской керамики ИКЦ Марины Енацкой. Непросто победить свой перфекционизм, но если это удается, приходит радость от самого процесса творчества.

Фестиваль проводится при поддержке министерства культуры и туризма региона.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА, фото автора

 
\